IMG_0013+

В подвешенном состоянии

Фотограф:Ольга Третьякова
Акробаты Александр и Инна стали супругами благодаря цирку. Они рассказали о том, за сколько времени можно научиться сидеть в шпагате, почему к ним проявляли особый интерес китайцы и что делать, когда зрители мешают выступать.

Знакомство за сладкой ватой

Александр:

Я занимаюсь спортивной гимнастикой с детства. Окончил институт физкультуры, после чего работал детским тренером гимнастики. Но так как это давало возможность заработать всего 5 долларов в месяц, пришлось искать другие варианты. Я решил попробовать себя в цирке, и там познакомился с женой.

Инна:

Я работала в цирке продавцом сладкой ваты. Через три года мы поженились, а потом у нас родилась дочь, Дарья. Работа циркового акробата предполагает путешествия – муж со своим коллективом часто и надолго уезжал на гастроли по контрактам, а я сидела дома с ребенком.

IMG_0004+

Александр:

Когда была возможность, я старался брать жену и дочь с собой. Но не каждый импресарио шел на то, чтобы оплачивать моей семье визы, дорогу. А если поездка длится 2-3 месяца, то все заработанные деньги уходят на проживание там для семьи. Через четыре года я решил сделать цирк семейным делом, это давало возможность решить много проблем. Если в шоу работает муж и жена, то ребенка проще взять с собой на гастроли, и я придумал номер на двоих. Четыре месяца мы тренировались каждый день по четыре часа, после чего Инна стала акробаткой, готовой к выступлению на манеже.

Экзотические ресницы

Александр:

Среди артистов-акробатов больше мужчин, поэтому дуэты, как мы, пользуются популярностью во всем мире. Мы уже побывали с женой в Китае, Норвегии, Таиланде, Франции, Испании, Португалии, Хорватии, Турции, на Кипре, Мальте. Это не считая разных цирков в Украине. Наша дочь сейчас в пятом классе, и если нам нужно уехать по контракту, приходится расставаться с ней на 7-9 месяцев, а на каникулах она ездит с нами.

IMG_0180+

Инна:

В Китае считаются диковинкой европейские лица. Когда мы там были все вместе, китайцы постоянно пытались сфотографировать нашу дочь, дотронуться до ее ресниц и волос. Ребенок даже выучил как будет «Нельзя» по-китайски, чтобы не приставали.

В качестве зрителей в цирк мы почти не ходим. Слишком часто и так там бываем. Но наша дочь не испытывает недостатка в представлениях, ведь смотрит все наши выступления. Когда она наблюдает за другими артистами, уже может сказать, у кого какие ошибки.

Выступаем мы не только в цирках и варьете. Это могут быть и корпоративы, и открытия торговых центров. Часто от людей, которые нашли нас на Youtube или через знакомых, поступают такие заказы. Мы не считаем ниже своего достоинства работать для частных клиентов, все зависит от ценовой политики. Наши гонорары варьируются в зависимости от страны, количества рабочих дней. Есть проекты, где намечается всего один рабочий день в неделю, а есть по пять выходов в день без выходных.

IMG_0227+

Обычно визы, дорога, проживание оплачивается заказчиком. В Украине самый горячий сезон для нас – это праздники, но в этом году заказов стало заметно меньше. Иногда наши фотографии работают вместо нас – было около пяти случаев, когда их без разрешения использовали в афишах представлений других артистов – написано «Грузинский цирк», а изображены мы.

Смех сквозь слезы

Александр:

Наша работа вредна для здоровья. Полезна гимнастика, а это тяжелый физический труд. Мы получили уже много профессиональных травм, поэтому страховка жизни и здоровья для нас необходима. За границей тебе не позволят работать без страхового полиса на руках – иногда заказчик сам оплачивает его, иногда это ложится на наши плечи. В начале карьеры я сместил шейные позвонки и думал, что на акробатике можно поставить крест. Но тем не менее, реабилитировался.

Инна:

Я в Китае во время работы поломала ребро. Подхожу к организатору, говорю, не могу работать. Он уговаривает: «Пожалуйста, сегодня очень важный вечер, такие министры приезжают!» И что делать – накололась обезболивающим, обмоталась бинтами и работала.

IMG_0018+

Александр:

Самые распространенные профессиональные травмы при занятиях воздушной гимнастикой происходят в области спины и плеч. А когда работаешь с батутом, к этому добавляются еще ноги – дважды я прыгал с высоты 3-4 метров и, перелетев мат, приземлялся на асфальт. Результат – отбитые пятки. Очень важно каждый раз заматывать руки бинтами и натирать их канифолью, иначе можно соскользнуть во время упражнения. В свои 40 лет мне уже нужно пить витамины и минералы в таблетках, чтобы дать подпитку хрящевым тканям. Специальной диеты у нас нет, но перед выступлением лучше не есть. Я всегда говорю, что голодный артист – хороший артист.

Говорить, что мы клоуны, циркачи – не правильно. Люди видят сценическую улыбку, но не понимают, чего она стоит. Служащие сцены говорят, что очень смешно наблюдать за артистами. На сцене они улыбаются как ни в чем не бывало, а как только выходят из-за кулис, все мучения отображаются на лице. Актерское мастерство для нас очень важно.

IMG_0214+

Инна:

Однажды я решила быть модной и прицепила себе шиньон для выступления. Во время номера Саша мне ногой его выбил, и он остался висеть на кончике волос. Зрители, конечно, испугались. Но при этом надо же было красиво его выбросить. Я дергаю, а он не отрывается. Пришлось вырвать с куском волос. Теперь шиньонов больше не ношу.

Дело семьи

Инна:

Во время трюков в воздухе наша жизнь зависит от внимательности ассистента, в команде они меняются. Для номера на тросах используется лебедка с мотором, который поднимает и опускает нас. Однажды ассистент, который управлял ею, перепутал кнопку и, вместо того чтобы опустить нас, начал поднимать еще выше. В этот момент мы выполняли трюк, где я вишу, зацепившись руками за шею мужа. Я сбилась и случайно неправильно зацепилась за его шею. Поменять положение рук не могла, так как висела на нем. Я чуть его не задушила прямо во время представления собственными руками. Потом так плакала, очень испугалась. Однажды ассистентом была наша дочь. Я так не хотела этого, но она подошла ко мне и сказала «Мамочка, верь мне, я все сделаю». Даша столько раз смотрела как мы работаем, знает каждое наше движение и все нюансы.

IMG_0221+

Александр:

Это было корпоративное мероприятие, в том помещении крепить лебедку было очень неудобно, и во время работы под нагрузкой механизм крутануло, трос начал уходить с барабана. Он мог в этом случае даже застрять и лопнуть. Наша дочь поднимала нас очень аккуратно и не до конца, чтобы лебедка выдержала. В этой сложной ситуации она справилась на 11 баллов из 10. Теперь на коротких проектах Даша работает с нами.

Трудности с VIP

Александр:

Мне приятнее работать в цирке – хотя там платят меньше, чем на корпоративах, зато можно кайфовать от высоты. В цирк люди приходят смотреть на тебя, и когда аплодирует несколько тысяч человек – это стоит затраченных сил. А на корпоративах ты развлекаешь их, но на тебя могут не обращать внимания.

IMG_0096+

Инна:

Ты можешь сидеть в шпагате, а официант переступит через ногу и пойдет, куда ему надо. В моем номере есть трюк «обрыв», когда я резко падаю вниз. На Кипре в казино был случай: я выступала и уже готовилась к этому трюку. Один из зрителей, немного не трезвый, подошел и смотрит снизу вверх на меня. Мне надо резко спускаться, я ему показываю – уйди, а он стоит подо мной и смотрит.

Александр:

В казино публика – VIP-персоны, ты их трогать не имеешь права. Я показал секьюрити жестом, что нужно увести человека, он подошел и аккуратно отвел. Только после этого Инна
смогла продолжить выступление.

Как бы то ни было, в цирке тоже происходят непредвиденные ситуации. Когда я работал в шапито, во время моего выступления на манеж забежала дворовая собака. Она там долго не задержалась, сразу выбежала, но мы, артисты, не выдержали и начали смеяться прямо на сцене. Было сложно взять себя в руки и прекратить.

IMG_0196+

Дурная примета

Инна:

У работников цирка есть много суеверий: когда ты за кулисами готовишься выйти на манеж, нельзя, чтобы перед тобой кто-то прошел, нужно обходить сзади. Чужим людям не разрешается трогать реквизит без дела. Сидеть спиной к манежу считается неуважением.

Есть в стенах цирка семечки – плохая примета, говорят, что зрителей не будет. Если начальство застукает артиста с семечками, обязательно сделает выговор. Но если на этих нюансах зацикливаться, это слишком усложняет жизнь.

Конфетка и обертка

Новые номера часто делаются по просьбе клиента. Иногда он в прямом смысле заказывает музыку, то есть ставит задачу сделать номер именно под нее. Есть режиссеры, которых можно пригласить для постановки представления. Но чаще всего мы придумываем и модифицируем номера сами с учетом того, что нужно и что мы можем. С режиссером это делается месяц, а без него мы можем и быстрее.

Костюмы нам шьет дизайнер, который специализируется именно на цирковых нарядах. Так как они рвутся очень часто, приходится менять. Эскиз костюма мы придумываем сами, а он корректирует их, зная нюансы для удобства в работе. Когда мы выступаем как часть шоу-группы за границей, нам выдают костюмы, которые сделаны специально для этого шоу.

IMG_0031+

Тенденции развития современного циркового искусства задал Cirque du Soleil. Раньше советский цирк характеризовался умопомрачительными трюками, сложнейшими номерами, но это была конфетка без обертки. Музыке, костюмам, гриму не уделялось должного внимания. А сейчас важно все: и трюки, и костюмы, и музыка. Нам хочется достичь еще многого, но у каждого человека есть свой лимит возможностей. Нужно зарабатывать и при этом всегда возвращаться домой здоровыми. У нас есть ребенок, мы не молоды. Безопасность необходимо класть на чашу весов рядом с амбициями.

Количетво просмотров: 1311